Чем грозит Америке новый китайский министр обороны
Высшее политическое руководство Китая продолжает обновляться. Си Цзиньпин официально вступил в должность главы государства еще на 5 лет. Сменился и председатель правительства — первые два срока Си кабмином руководил Ли Кэцян, который уступил место Ли Цяну.
Ли Цян — классический партийный работник, причем почти половину своей политической карьеры провел в одной из самых богатых китайских провинций Чжэцзян. 63-летний премьер прошел в провинции путь от комсомольского лидера в одном из сельских районов до губернатора.
Несколько лет Ли Цян работал в Чжэцзян под прямым руководством Си Цзиньпина — будущего лидера государства. Вместе с премьером сменились еще несколько ключевых министров, в том числе министр обороны.
Министры обороны в Китае, как правило, работают на протяжении одной пятилетки. Исключением был генерал-полковник Чи Хаотень и маршал Линь Бяо.
Герой Корейской войны, генерал Чи Хаотень наладил сотрудничество китайского и российского министерств обороны. Лично встречался в 2000 году с только избранным президентом Владимиром Путиным.
«Отец» гиперзвукового оружия и главный друг Пакистана
Покинувший пост Вэй Фэнхэ был первым выходцем из Ракетных войск, который возглавил министерство обороны. До этого все министры были из Сухопутных войск. Фэнхэ особое внимание уделял ракетной программе Китая, например, именно при нем в войска на боевое дежурство заступили ракеты DF-17. А китайский ВМФ получил гиперзвуковую ракету YJ-21 (один, кстати, из самых засекреченных видов оружия в мире). Также при Фэнхэ шла разработка гиперзвукового супероружия — суборбитальных беспилотников DF-ZF.
Бывший командующий Ракетными войсками Китая укреплял отношения со многими странами — от Вьетнама до Швейцарии. Широта военных контактов Фэнхэ продемонстрировала, что Китай за предыдущую пятилетку стал по-настоящему глобальным военным игроком.
Скажем, в 2018 году генерал Фэнхэ принял главу швейцарской армии Филиппа Ребора и обсудил с ним сотрудничество в международных миротворческих миссиях. Вскоре после этого генерал отправился в Белоруссию, а в 2020 году побывал на Параде Победы в Москве.
При этом в 2020 году генерал получил Орден совершенства — высшую награду Пакистана, за укрепление сотрудничества двух стран. Пакистан и Китай при Фэнхэ дважды провели совместные военно-морские учения «Морской страж». Сначала в северной части Аравийского моря, а затем — у берегов Китая.
Причем если в учениях в 2022 году с пакистанской стороны участвовал лишь многоцелевой фрегат с управляемыми ракетами «Таймур», то с китайской — целая флотилия: фрегаты с управляемыми ракетами, корабли комплексного снабжения, а также подлодка, вертолеты и самолеты. То есть морские маневры стали фактически смотром мощи китайского ВМФ, который значительно окреп при Фэнхэ.
При этом министр, естественно, придерживался генеральной линии. В июне 2019 года, выступая на форуме «Шангри-Ла» в Сингапуре, он поддержал подавление протестов на площади Тяньаньмэнь. Также генерал пригрозил применением военной силы всем, «кто преследуют независимость Тайваня в попытке разделить Китай».
Честное заявление Фэнхэ вызвало бурю негодования в США. Американский министр обороны Ллойд Остин назвал военную активность Китая в Тайваньском проливе «провокационной и дестабилизирующей».
Создатель китайской лунной программы, авианосцев и кибервойск
О преемнике Вэя Фэнхэ на министерском посту известно, конечно, меньше. Генерал Ли Шанфу, как и большинство его предшественников, — выходцы из Сухопутных войск. Родился он в провинция Сычуань, а военным стал в 20 лет, поступив в Национальный университет оборонных технологий. Почти всю жизнь он работал в Национальном спутниковом центре, пройдя путь от мастера до директора (командующего).
В 2006 году получил звание генерал-майора. Именно Шанфу командовал запусками китайских ракет, в том числе — в 2010 году — запуском лунного зонда «Чанъэ-2». Блестящая военно-технологическая карьера позволила Шанфу в 2016 году перейти в Силы стратегической поддержки китайской армии. После военной реформы в эти силы объединили кибервойска, космические войска и другие высокотехнологичные роды и виды, используемые в конфликтах будущего.
Нет сомнений, что Шанфу будет заниматься развитием именно этих видов вооружения. Именно с Шанфу связывали главные технологическое проекты Китая последних лет. В частности, разработку авианосца «Шаньдун» и китайской космической станции «Тяньгун».
Причем США уже продемонстрировали свою позицию по отношению к новому министру. Еще в 2018 году Госдепартамент ввел против Шанфу персональные санкции: они были связаны с покупкой Китаем 10 российских истребителей Су-35 и зенитно-ракетного комплекса С-400. Направленного на борьбу с боевыми самолетами и крылатыми ракетами, а также баллистическими ракетами малой и средней дальности.
Санкции запрещают Ли Шанфу подавать заявки на получение экспортных лицензий и каким-либо образом получать финансирование США. Звучит как анекдот, ведь очевидно, что министр обороны Китая вряд ли пойдет за кредитом в американский банк.