Тренды развития коворкингов в условиях кризиса

Преимущество съема коворкинга перед арендой офиса в бизнес-центре — возможность легко и быстро подстраиваться под задачи компаний. Поэтому в условиях экономических кризисов они пользуются наибольшим спросом и приобретают возможности роста.

Сегодня положение гибких офисов на рынке коммерческой недвижимости относительно стабильно. Критической ситуация, по мнению экспертов, была в период пандемии и локдауна. Сейчас на рынке, несмотря на отказ от площадей и потерю крупных арендаторов, заключаются новые сделки. Вакантность гибких офисов не превышает 25%. Компании переосмысливают свое отношение к офисам и отдают предпочтения гибридным пространствам. Если же вас интересует традиционная аренда офиса в бизнес-центре https://airportcity.spb.ru/ СПб, обратите внимание на проект «АЭРОПОРТСИТИ».

Если еще в 2020 году арендаторы интересовались большими офисами с возможностью размещения своего персонала до 500 человек, то сегодня наблюдается максимальный спрос на площади 50-70 рабочих мест. Есть спрос и на малые пространства для 20-30 сотрудников. Это вызвано переходом компаний на частично удаленную работу. Во время локдауна она показала свои преимущества и возможность значительной экономии арендных затрат.

При снижении числа сотрудников в офисах компании-арендаторы по договору с владельцами сдают излишние площади в субаренду. При этом используемое пространство часто преобразуется в открытое с учетом поставленных перед бизнесом задач. Некоторые компании предпочитают переезд в уже готовый коворкинг с небольшим количеством рабочих мест и предоставлением определенных услуг.

Ранее руководители сетевых проектов гибких офисов считали успешной модель коворкинга площадью от 2000 кв. м. Сегодня на рынке появляются и пользуются спросом пространства менее 1000 кв. м. К сетевым проектам активно присоединяются собственные проекты собственников помещений.

Новым трендом в развитии коворкингов становится зонирование площадей. В планировке предусмотрены изолированные блоки с мягкой зоной комфорта, мини-кухней и кофе-машиной. Блоки подразумевают размещение до 50 сотрудников. Крупные компании арендуют несколько подобных блоков. В этом случае общая зона содержит переговорные комнаты, кухню и другие места общего пользования. В открытых пространствах этой зоны располагаются сотрудники, работающие на удаленке, в случае необходимости их приезда в офис.

Растет спрос и на коворкинги с единым открытым пространством. Компания предварительно бронирует площадь в коворкинге формата «опенспейс» на необходимый ей срок. Такой арендой пользуются удаленно работающие команды, приезжающие на встречу в офис 1-2 раза в неделю.

В связи с переездом многих компаний в зарубежье, владельцы сетей коворкингов оценивают возможности ведения своего бизнеса за границей. В качестве новых рынков рассматриваются Грузия, Армения, Дубай и Турция. Перспективы такого частичного перемещения бизнеса пока трудно оценить. На первый план выходит вопрос об особых функциональных приложениях по примеру их наличия у зарубежных операторов. Российским операторам коворкингов необходима разработка единой операционной системы бронирования площадей вне зависимости от их нахождения. При расширении рынка коворкингов на отечественном и международном уровне задача разработки и адаптации подобной системы уже активно решается специалистами ряда крупных операторов страны.

В целом эксперты офисной недвижимости с оптимизмом смотрят на развитие рынка коворкингов в ближайшем будущем. Новые сделки ожидаются к концу 2022 года, когда компании оценят возможности своего бизнеса и закончат перестройку под текущие условия.