Аутсорсинг сотрудников. На что работодателю следует обратить внимание?

По мере развития предприятия и, как следствие, увеличения занятости работодатели сталкиваются с различными возможностями оптимизации затрат на свою деятельность, связанными с подбором кадрового персонала. Одной из таких возможностей является разделение процессов, осуществляемых внутри организации, за пределы компании, т.е. аутсорсинг. Использование аутсорсинга в области кадров и расчета заработной платы, бухгалтерского учета или ИТ может способствовать не только снижению затрат, но и повышению качества реализуемых процессов за счет доведения их лицам, имеющим опыт и квалификацию в данной области. Тем не менее, аутсорсинг также влечет за собой юридические риски для работодателя. Однако эти риски при применении соответствующих правовых механизмов можно свести к минимуму.

Что такое аутсорсинг?

Для того чтобы правильно определить правовые риски, связанные с аутсорсингом, в первую очередь необходимо установить юридическое значение аутсорсинга. Законодательные положения, включая трудовое законодательство, не содержат юридического определения аутсорсинга. Аутсорсинг можно определить как проект, заключающийся в выделении выполняемых ими функций из организационной структуры головного предприятия и передаче их для реализации другим хозяйствующим субъектам. Однако это определение аутсорсинга в экономических терминах, более широкое, чем юридическое. С точки зрения трудового права такой аутсорсинг становится юридически значимым только тогда, когда он связан с использованием работников внешней организации, которой делегированы определенные функции. Только тогда можно говорить о так называемом аутсорсинге сотрудников.

Понятие аутсорсинга сотрудников иногда используется взаимозаменяемо с такими терминами, как лизинг персонала, лизинг сотрудников или временная работа. Действительно, эти термины частично схожи — все они используются для описания явления использования работодателем сотрудников или работников внешней организации. Однако на самом деле между этими понятиями имеются существенные различия.

Аутсорсинг и лизинг персонала — в чем разница?

Довольно сложно определить границы между аутсорсингом и лизингом персонала. Эти проблемы возникают из-за того, что два последних термина, в отличие от временной работы, не имеют ни законодательного определения.

Лизинг персонала, распространенный прежде всего в ИТ-индустрии, означает краткосрочный «наем» специалистов в данной области для реализации конкретного проекта (например, внедрение ИТ-системы на территории заказчика у предпринимателя, использующего «наемных» специалистов). В случае аутсорсинга обеспечение аутсорсера (лица, которому делегируются задачи для выполнения) заключается в реализации аутсорсером заданного процесса комплексно с помощью нанятого им персонала.